Я уже не единожды упоминал доночную снасть. История ее «открытия» и первого применения как сейчас стоит перед моими глазами. Я тогда просто устал от слабых, едва заметных поклевок и невозможности подсечь рыбу. Заглянув в лунку, через какое-то время заметил нескольких некрупных хариусов, которые неспешно двигались вверх по струйке галсами, интересуясь мелкими соринками, которые перекатывало по дну течение.
Моя довольно тяжелая и объемная мухомормышка находилась ниже по течению, вне зоны обзора. В этой ситуации явно была необходима мелкая обманка, соотносимая с величиной и активностью рыбы, однако как удержать ее на течении? Наскоро изготовленная донка оказалась удивительно эффективной - на нее попадались не только мелкие, но и достаточно весомые экземпляры.
Зимой, когда хариус практически не питается, донка зачастую не только приносит наилучший результат, но и является единственно приемлемой снастью. Ответ на вопрос, почему это происходит, очевиден - в первой половине зимы, а особенно перед глухозимьем, хариус вялый, он не в состоянии съесть крупный водный организм. В это время даже средний хариус может польститься лишь на очень маленькую приманку - червячка длиной 1,5-2 см, которого мы можем ему предложить только на мелком крючке донки. В условиях, когда течение сносит даже средних размеров мормышку, не позволяя четко зафиксировать дно и отмерить необходимый спуск, а место явно перспективное, донка тоже поможет не остаться без улова.
На знакомом месте обычно применяется донка, в которой отсутствуют парусящие настроечные элементы (рис 3, А). Неплохим дополнением к донной оснастке является грузило, изготовленное из слегка изогнутого медного прутка, которое дополняет звуковой ряд, создаваемый традиционной свинцовой огрузкой и неизменными металлическими гайками.
Простая, естественная для водной среды форма медного грузила не отпугивает рыбу, однако устраивать «соло для ударных» не стоит, и считать, что хариус сбежится со всего водоема послушать ваши импровизации, было бы не правильным.
Хотя глубина подо льдом на месте ужения редко превышает 1 м, а ловить необходимо ниже струйки, в месте частичного ослабления потока, легкую приманку на донке - маленький крючок с червячком или мокрую мушку - может слишком сильно болтать либо вытягивать в струну на течении. В этом случае необходимо сместиться вниз по течению или поставить доночную оснастку с миниатюрной мормышкой или мухомормышкой, где поводок зафиксирован на расстоянии 7-10 см от грузила. Теперь приманка будет вести себя более предсказуемо и естественно - витать в 3-5 см над грунтом, изредка касаясь гальки (рис.3, А-Б).
Внимательный читатель наверняка отметил, что возможно добавление еще одной лунки, и у него наверняка возникли вопросы: сколько же лунок необходимо пробурить на одном месте и как на подобную деятельность будет реагировать предмет наших изысканий?
Предложенная схема поиска рыбного места применяется прежде всего на не разведанных зимой участках - на знакомом месте, конечно же, нет необходимости бурить такое количество лунок.
Отвечая на второй вопрос (как хариус зимой относится к шуму, который сопутствует бурению?), рискну ответить: по всей видимости, никак! Критерием хорошего улова служит точность попадания на струйку, каким бы шумом ни сопровождался этот процесс. Ведь можно пробурить лунку всего в полуметре от рыбьей «тропки» и не увидеть ни одной поклевки, пребывая в абсолютной тишине. При попадании на стратегическое место поклевка может последовать через несколько секунд, порой при отмеривании необходимой глубины, даже если перед этим вы пробурили рядом несколько лунок и изрядно нашумели.
Из примечательных случаев вспоминается, как несколько лет назад мы с напарником под вечер, затупив свои ледобуры и исчерпав запас сменных ножей, пробивали 60-сантиметровый лед пешней и едва успевали запустить под лед мормышки, как следовала незамедлительная поклевка.
Не менее примечательный случай произошел в глухозимье, за пару дней до встречи 2002 года. Обследуя новое, незнакомое место, я пытался найти переход из ямы на мелководье и для большей продуктивности своих поисков использовал эхолот. Опущенный в очередную лунку датчик тут же зафиксировал глубину чуть более метра и одного хариуса, находящегося прямо подо мной. Через несколько секунд, не веря своим глазам, я держал в руках полукилограммовую рыбу, которая не побоялась ни звука бурения, ни «прокачки» лунки шнеком, ни импульсов эхолота.
Учитывая вышеизложенное, не следует, однако, делать вывод, что у хариуса в зимний период атрофируются все чувства - мне кажется, на водоеме все же лучше стараться не делать лишнего шума, а перспективную лунку, особенно в солнечный день, лучше притенить снежным крошевом или щепоткой древесной золы.
Прикормку и приваду для ловли хариуса в районе Полярного Урала рыболовы не применяют по вполне понятным причинам - хариус зимой малоактивен, даже малое количество корма может насытить рыбу либо задержать где-то ниже, на участке, где течение теряет силу и корм оседает на грунт. Да в наших магазинах живого корма в виде мотыля, опарыша или червей и не купишь.
Мормыш отпадает сразу - он водится в основном лишь в некоторых удаленных тундровых озерах, а осенняя страда по заготовке на зиму червя в условиях вечной мерзлоты сродни подвигу. Бросать столь тяжело доставшуюся наживку в лунку в надежде подманить или задержать подошедшую рыбу вряд ли кто-нибудь станет.
О заготовке на зиму ручейника в наших местах я никогда не слышал. Надеяться на аттрактанты также не приходится. Очевидно, хариус при поиске кормового объекта прежде всего руководствуется зрением.
Для тех рыболовов, которые не мыслят свою рыбалку без кормушки, могу порекомендовать состав, который должен представлять собой кучку постепенно размываемого субстрата, состоящего из речного песка с добавлением небольшой части земли или яичного порошка. В увлажненную смесь, которую опускают на дно, можно добавить немного корма для аквариумных рыбок. Пищевая добавка должна состоять не из дафний, а из некрупного гаммаруса.
От хлопот по замешиванию на морозе различных компонентов и по закладке состава в обледенелую транспортировочную кормушку я избавляюсь с помощью пригруженных кусочков дерна, которые опускаю в лунку, расположенную выше по течению. Простейший вариант привлечения или задержки рыбы при ужении на мелководном участке - помешивание грунта стальной проволочкой или даже прутиком, опущенным через лунку.
Замечу: предложенные методы, включая подманивание звуком - не панацея, а всего лишь сопутствующие, грамотно дозированные элементы рыбалки. Так, безоглядное увлечение песчаными и прикормочными смесями на некоторых реках может привлечь гольянов, количество которых способно просто затмить дно и не дать хариусу возможности увидеть приманку. Избавиться от этой красивой рыбки, чем-то напоминающей маленькую форель, невозможно никакими методами - «имя им легион», и при первых же поклевках этой напасти вам придется менять место рыбалки.
Обсуждая возможный попутный прилов, нельзя обойти вниманием рыбу, которая может польститься на излишне большого червя на вашей мормышке или донке. Обычно незваный гость попадается в случае, когда ваши лунки располагаются на участке, где струйка затихает. Пытаясь завести в лунку упорно сопротивляющуюся рыбу, вы можете увидеть в ней лукавую физиономию приличного по размеру налима, вставшего враспор. Данный индивид, сопротивляясь, порой выворачивается на лед сам, хвостом вперед, скрашивая своим появлением и необычным кульбитом затянувшееся бесклевье.
В заключение несколько слов о погоде. Хотя однозначных рекомендаций здесь существовать не может, я склонен предполагать, что лучшие условия для клева в первой половине зимы - это морозная, ветреная, ненастная погода. Весной, напротив, она должна быть теплой, мягкой и устойчивой.
Моим последователям хочу напомнить: зимние уловы хариуса никогда не бывают большими. Ужение рыбы в это время - это осознанный выбор вашего рыболовного приоритета, верность вашей идее, когда даже несколько пойманных рыб говорят о том, что как рыболов вы состоялись.